Просто о сложном, кратко о необъятном, по-человечески о механизмах рынка… Именно этими принципам мы следуем, отбирая тексты для раздела «Статьи».

Исповедь непораженной мишени

Мой ежемесячный заработок превышает 1.500 долларов. Не сильно превышает и даже не всегда. Но типа того. Собственная трехкомнатная квартира: не в элитном доме, но и не в хрущобе. Иномарка пяти лет, вполне сносная. Еще есть дача, живописная и в хорошем месте, невдалеке от города. Еще я люблю путешествовать. И не реже раза в год езжу далеко и щедро, от морозов и снегов в сень цветущего банана, к слонам и приветливым туземцам, и отрываюсь там по полной! А плюс к тому разок-другой за лето стараюсь выбраться на Алтай. Еще я люблю книги, музыку и театры. Но никак не меньше театров и путешествий люблю себя, прелестное создание, только на телесную ипостась оного тратя более 5.000 рублей в месяц: фитнес, солярий, массаж, маникюр и т.п.

По московским меркам я – типичный мидл, среднеклассник. А по новосибирским – уже middle plus, вожделенная целевая аудитория многих крупнобюджетных рекламных кампаний. Впрочем, не так давно и просто мидл вызывал всеобщие вожделения. Политики ждали, что средний класс самоорганизуется и возьмет власть, культурологи – что он станет духовным ядром нации, но больше всего упований было маркетологических. Увы, ледащий русский мидл правящей партии не спроворил, народы и классы не сплотил, а в потреблении проявил столь унылую скромность, что был предан скорой анафеме. Теперь средний класс держат почти что за пролетариат, а целью стратегических кампаний сделали таких, как я. О да, конечно! Еще и тех, кто намного богаче меня, но неумолимая статистика исчисляет потребительскую элиту в городах калибра Новосибирск-Екатеринбург сотыми долями процента от населения. А мидл-плюс вроде как помногочисленнее. И вообще приятная для маркетинга публика. Состоятельные, но не зажравшиеся. Образованные, как бы культурные – но не снобы. То есть уровень основных потребностей сравнительно высок, но еще вписуем в коллективные стандарты. Почти идеальная цель для продвижения достаточно дорогих брэндов. Впрочем, в этом прицельной атаке брэнд-менеджеры – кто-то вроде многомудрых генштабистов, а наводчики, подносчики снарядов, весь полевой персонал – это медиапланеры, криэйторы, издатели и прочие маркет-юнкеры. Именно им платят за то, чтобы реклама Кензо или Тойоты-Короллы бросалась в глаза и западала в сердца представителей мидл-плюс.

Почему-то эти люди подсели на глянец. Не мы, потребители – именно они, продвигатели. Глянец штука коварная. Капризные кошки отвергают его как наполнитель для туалетов, потрошить малосольную сельдь мешает формат А5, в промокшие сапоги его тоже не намнешь…Похоже, в этом единственное преимущество глянца – невозможность хозяйственного использования. Но и «по назначению» глянец непотребен. Читать в таких изданиях нечего: не считать же чтивом заказной щебет третьекурсниц журфака по шаблонам «Как я отдыхала в Анталии» или «Французская кухня для идиотов»! Тем более смотреть в глянцах не на что. Рекламные макеты сделаны либо путем компоновки картинок из Интернета, либо методом «местного эксклюзива», когда прикормленный фотограф заставляет свою модель что-то из себя изобразить и весь креатив на 100% уходит на это треклятое «заставить»! Дизайнер отдыхает, точнее – утрамбовывает снимок в прокрустово ложе модуля и бросает поверху текст, набранный вычурным шрифтом: «Эксклюзивный салон элитных тапочек «Элегант-Эстетик», коллекция Лето-2006». Человека, который считает такую рекламу эффективной, необходимо публично пороть крапивой на площади Ленина за распространение заведомого вздора.

Нисколько не успешнее и прочие «целевые» медиапроекты, якобы с особой точностью нацеленные на достижение эффективных контактов. Самый наглый блеф – это повсеместно, начиная с Москвы, сдувшееся «Радио Монте-Карло» с его голубоглазым слоганом «У нашей аудитории деньги есть!» и ничем не подкрепленной гипотезой о том, что мидл-плюс признает только зарубежную попсу. Побывали бы основатели этой станции на наших корпоративных вечеринках! Впрочем, «формат корпоративной вечеринки» неоднократно пытались воспроизводить в своем эфире другие радиостанции. О бог мой, услышанное могло бы звучать на небогатом девичнике, на выпускном вечере в ПТУ, на вещевом рынке… Почему-то воссоздателям «корпоративного музыкального формата» так и не стукнуло в память, что на предприятии работают не только охранники и грузчики, не только сорокалетние бухгалтерши и блондинки-секретарши, но также директора, главные специалисты, маркетологи, аналитики, системщики, логистики, программисты. И если многочисленные «целевые» глянцы вместо цели попадают в «молоко», то «целевые» радиостанции (а также робкий десяток аналогичных телепрограмм) попадают, но совсем не в те мишени.

А что же тогда подать изволите мне и таким как я? Не буду фантазировать, покажу живые картинки. Вот моя подруга Т. – основатель и совладелица своего бизнеса, зарабатывает, на глазок, от 2.000 баксов, два высших. За ужином, вечерним чаем, утренним кофе Т. утыкается глазами в «Комсомольскую Правду». «Как ты можешь читать ЭТО?!» - негодую я. Т недобро скалится и отвечает: «А еще я смотрю «Не родись красивой» и грызу жареные семечки!». А вот некая госпожа О., вся такая модная, прогрессивная, трендовая, такая искушенная в невообразимом… Для двухнедельного отпуска в Южном полушарии она накупила дорожную сумку самых дешевых и самых тупых дамских романов в мягкой обложке. Перелузгала их один за другим, нежась под пальмами, и оставила в библиотечке пятизвездочного отеля. Сообщив при этом, что библиотечка процентов на 30 русскоязычная и состоит их таких же книжонок.

Замечательный новосибирский философ Наль Хохлов говорил: «Человек не так прост, как кажется. Он гораздо проще!»

Может, в этом разгадка? Может, не надо создавать сущностей сверх необходимости, как заявил другой философ? И может, единственный реальный водораздел целевых групп – это возраст?

Потому что пожилым людям все-таки свойственно слушать не «Европу Плюс», а «Маяк».

А все остальное – от лукавого.

Вероника Агеева.


Возврат к списку

 



Рушится мир!

Для харакири

Это не повод.

630105, г. Новосибирск,
ул. Линейная, 114
Copyright © 2005, «Банзай».
E-mail: mikado@banzaj.ru